Версия для слабовидящих

+7 (4742) 28-01-73 ; 27-02-12

«Абрамцево. В поисках русского стиля»

abramcevo

«АБРАМЦЕВО. У истоков русского стиля. Живопись, графика и декоративно-прикладное искусство из собрания Музея-заповедника «Абрамцево»

Выставка представляет творчество художников уникального объединения -   Мамонтовского (Абрамцевского) художественного кружка. Среди экспонатов –живописные пейзажи, портретные зарисовки участников кружка, эскизы костюмов, декораций, предметов декоративно-прикладного искусства, мебель и керамика. 45 произведений, выполненные выдающимися русскими художниками В.М. Васнецовым, В.Д. Поленовым, И.Е. Репиным, В.А. Серовым, М.В. Нестеровым, М.А. Врубелем и другими, показывают весь спектр деятельности мамонтовского содружества. Это художественное объединение представляло собой «вольное сообщество талантов», что способствовало появлению и дальнейшему развитию именно здесь первых признаков национально-романтического направления модерна – русского стиля.

Он не случайно зародился в Абрамцеве, поскольку скромной подмосковной усадьбе принадлежит выдающееся место в истории русской культуры, благодаря насыщенности художественной жизни, множеству событий и ярких личностей с ней связанных. В серединеXIX века усадьба принадлежала известному писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову, семья которого принадлежала к кружку славянофилов. Они отстаивали право России на особый путь развития, и все их устремления были направлены на возрождение национальной культуры. В гостях у Аксаковых нередко бывали Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, М.С. Щепкин, А.С. Хомяков и многие другие.

В 1870 году усадьбу у наследников С.Т. Аксакова приобрел Савва Иванович Мамонтов – крупный железнодорожный предприниматель и меценат. Мамонтову удалось собрать в Абрамцеве единомышленников, способных воздействовать на пути дальнейшего развития искусства. За десять лет в Абрамцеве было создано уникальное архитектурное пространство, что отражают представленные на выставке архитектурные проекты – И.П.  Ропета, В.М. Васнецова. Неброскую красоту абрамцевской природы, вдохновлявшую художников, прекрасно передаютпейзажи В.Д. Поленова, А.М.Васнецова, И.С. Остроухова, М.В. Нестерова, К.А. Коровина и других.

При Мамонтовых Абрамцево превратилось в творческую лабораторию, где рождалось новое искусство. Демократические устремления художественного кружка проявились в особом интересе к народному искусству, в котором очень точно отражались общественно-эстетические потребности времени. Вскоре в Абрамцеве появилась столярная и керамическая мастерские. Столярно-резчицкой мастерской руководила жена С.И. Мамонтова Елизавета Григорьевна. Она привлекла к работе художницу Е.Д. Поленову. Изделия мастерской успешно продавались и пользовались успехом на российских и международных выставках. Так, Абрамцево постепенно превращалось в центр декоративно-прикладного искусства.

Гончарная мастерская стала любимым детищем С.И. Мамонтова. Более других керамикой заинтересовался М.А. Врубель. Наивысшие достижения М. Врубеля-керамиста относятся к 1899-1900-х гг., когда в результате совместной деятельности художника с технологом П.К. Ваулиным был изобретен так называемый восстановительный обжиг, придававший майоликовым изделиям переливающийся блеск, сравнимый с блеском драгоценных камней. На выставке представлены работы этого периода, в которых ярко проявляется «декоративное» дарование Врубеля. Кроме того, в г. Ельце Липецкой области есть крупный храмовый комплекс – ансамбль Великокняжеского храма Святых князей Михаила Тверского и Александра Невского, украшенного Абрамцевской керамической мастерской по заказу купца 1-ой гильдии Александра Николаевича Заусайлова.

Еще одним увлечением кружка был театр. Одной из самых больших удач кружка стала пьеса А.Н. Островского «Снегурочка» в оформлении В.М. Васнецова. Позже на основе декораций к домашнему спектаклю художник выполнил декорации к опере Римского-Корсакова в постановке Частной оперы С.И. Мамонтова. Васнецов стал не только исполнителем отдельных пейзажных или архитектурных декораций, но и автором всего изобразительного решения спектакля.

С.И. Мамонтов верил в преобразующую силу искусства. Он говорил: «Мы в долгу у народа. Нужно приучать глаз народа к красивому: в храмах, на вокзалах, на улице». Ему удалось претворить этот лозунг в жизнь в Абрамцеве, где раньше других появились первые признаки нового стиля, так называемого русского стиля, одного из направлений модерна. И это не случайно, поскольку в мамонтовском сообществе утверждалась ценность и самодостаточность творческой личности, его атмосфера исключила вражду и дала блистательный опыт идейно-художественной толерантности, сформировала особый тип «универсального» художника.

Сохранилось высказывание С.И. Мамонтова, записанное В.С. Серовой, которое хорошо передает главный тезис его жизни. «Я глубоко убежден, что искусству предстоит сыграть огромную роль в перевоспитании русского народа и что русскому обществу, нравственно возрожденному искусством, суждено, быть может, служить некогда «светочем», источником обновления и для Западной Европы».

Выставка «Липецкие узоры»

uzor1

Дата открытия выставки перенесена на не определённый срок. Следите за новостями. Выставка посвящена Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Вниманию посетителей будет представлена разнообразная расписная посудаизвестного местного предприятия «Липецкие узоры», старинные полотенца, украшенные затейливой вышивкой и образцы елецкого кружева середины XX века.

За свою 50-летнюю историю фабрика «Липецкие узоры» участвовала в огромном количестве выставок и конкурсов.  Продукция фабрики была среди призов Олимпиады-80, Всемирного фестиваля молодежи и студентов, «Кубка Кремля» и многих других соревнований. Фабрика работает и сегодня, а липецкая хохлома, по-прежнему, является брендом нашего края. 

Выставка продлится до 10 июля 2022 года.

Выставка «Деревянных дел мастер»

1

06 апреля 2022 года в Липецком областном краеведческом музее откроется выставка «Деревянных дел мастер» Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле».

Дерево играет важную роль в жизни человека. В качестве основного строительного материала оно использовалось с древнейших времен. Причина столь широкого распространения древесины заключается в том, что она подходит для любых регионов с разными климатическими условиями. К тому же материал был доступен, поскольку леса занимали основную территорию России.

«Проект призван познакомить с секретами мастеров, работающих с деревом: от изготовления мелких изделий – посуды, до особенностей строительства русской избы. На выставке можно узнать, что значит бить баклуши, откуда у избы курьи ножки, для чего годится сосна или осина, увидеть инструменты столяров и резчиков. В интерактивном блоке посетители смогут собрать миниатюрные срубы, узнать, в чем разница между рубкой в обло или в лапу.

Выставка продлиться до 31 мая 2022 года.

Проект «Русское искусство Нового времени»

9yuQFB6Y82c

 

В Липецком областном краеведческом музее запускается новый лекционный проект "Русское искусство Нового времени". Лектор - научный сотрудник нашего музея Андрей Рюрикович Ломоносов. Проект предполагает несколько циклов, охватывающих более чем двухсотлетний период истории — от петровских преобразований до 1917 года. Первый цикл будет посвящён искусству петровской эпохи. Мы постараемся проследить многогранное и неоднозначное содержание культурно-исторических и художественных процессов конца XVII-первой четверти XVIII века. В центре внимания - архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Тема первой лекции "Русское искусство последней четверти XVII столетия: архитектура".

В цикл лекций входят следующие лекции:
1. Русское искусство последней четверти XVII столетия: архитектура
2. Русское искусство последней четверти XVII столетия: живопись и графика
3. Архитектура Санкт-Петербурга: градостроительство
4. Архитектура Санкт-Петербурга: гражданское зодчество
5. Архитектура Санкт-Петербурга: церковное зодчество
6. Ландшафтная архитектура Санкт-Петербурга и императорских резиденций
7. Архитектура Москвы и Подмосковья
8. Архитектура российской провинции
9. Печатная графика
10. Портретная живопись
11. Скульптура и медальерное искусство
12. Декоративно-прикладное искусство

Приглашаем в лекторий по субботам, начиная с 19 марта в 16.00.
Адрес: Липецкий краеведческий музей, ул. Ленина, д. 25.
Подробная информация по номеру +7 (474) 227-02-12 

КУПИТЬ БИЛЕТЫ ОНЛАЙН

ВОЗМОЖНА ОПЛАТА ПУШКИНСКОЙ КАРТОЙ

 

О ЛЕКТОРЕ 

9 XShQJLhrsАндрей Рюрикович - искусствовед, историк искусства, культуролог. Ведущий мифологического лектория МААП (с 2008). Участник проектов "Русско-французские художественные связи: век Просвещения" (Париж, 1991), "Авторские путеводители и региональная культурная традиция" (Мурманск, 1992), "Лафонтеновские чтения" (Санкт-Петербург, 2000–2004), "Россия-Сербия: диалог культур" (Белград-Крушевац, 2015). Участник польско-российских конгрессов "Польша-Россия. Трудные вопросы. Три нарратива: история, литература, фильм." (Краков, 2010), "Россия и Польша: Память империй-империи памяти"( Санкт-Петербург, 2012), "Польша-Россия: долгий след "короткого" XX века" ( Краков, 2014). Автор более семидесяти публикаций по вопросам истории европейского и отечественного искусства. Член АИС. Почетный член IPPS. Разработал более девяноста учебных и специальных курсов для высших учебных заведений по искусствоведческой и культурологической проблематике, среди них -"Венецианская художественная традиция XVII-XVIII вв", "Власть и искусство в Западной Европе: от абсолютизма к революции", "Западноевропейская портретная живопись XVII-XVIII вв", "Классицизм в западноевропейском искусстве: генезис стиля", "Польская портретная живопись эпохи Просвещения", "Постмодернизм в изобразительном искусстве", "Эстетика символического в художественной культуре античного мира". Член редакционной коллегии альманаха "Исторический квартал". Выступает с публичными лекциями как в России ( Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Ростов-на-Дону, Мурманск, Тула, Тамбов, Воронеж, Липецк ), так и за рубежом ( Краков, Варшава, Прага, Вена, Неаполь, Венеция, Париж, Лимассол, Крушевац).

Тематические экскурсии к международному женскому дню

En3q8tCjvQ4

К международному женскому дню Липецкий краеведческий музей подготовил тематические экскурсии, которые будут проходить с 4-го по 6-е марта 2022 в 12.00.

4 марта – «Женщина в Древнем мире» (о взаимоотношениях мужчины и женщины в разные исторические эпохи).

5 марта – «Лето на Липецком курорте» (о жизни и развлечениях на Липецких водах).

6 марта – «Край купеческий» (о жизни и быте представительниц купеческого сословия, проживавших на территории нашего края).

Экскурсии проводятся по предварительной записи. Тел. 28-01-73; 27-13-51.

Пара, пришедшая в музей, идет по одному билету. Восьмого марта вход для всех женщин свободный.

«Женщина в древнем мире»

Лишь любовь и голод пробуждают желания и волю, нежность и гнев. Они приводят в движение мировой механизм. «Женщина в древнем мире» − мероприятие посвященное теме взаимоотношения мужчины и женщины в разные эпохи. В преданиях многих народов говорится о первоначальном, существовавшем еще в дописьменную эпоху, периоде матриархата, когда женщина играла выдающуюся роль в общественной жизни. Посетители узнают, как в разное время изменялось отношение к женщине, с чем это было связано, почему матриархат сменился патриархатом. Мероприятие пройдёт в экспозиции археологии «Древнейшая история Липецкого края».

Лето на Липецком курорте

Хотите окунуться в жизнь Липецкого курорта конца XIX – начала XX века, увидеть и узнать, как выглядели дамы нашего города и дамы, приезжавшие на Липецкие воды?

Тогда мы приглашаем вас посетить Липецкий областной краеведческий музей 5 марта в 12.00. на тематическую экскурсию «Лето на Липецком курорте» в рамках акции “Пригласи девушку в музей».

Край купеческий

Экскурсия рассказывает о жизни и быте купеческих семей.

Вы побываете в гостиной купеческого дома, увидите различные предметы обихода, украшения, одежду. Узнаете о вкладе купечества не только в экономическое, но и культурное развитие страны, о женщинах этой среды, которые вели дела наравне с мужчинами.